Рожественский вертеп: взаимосвязь народных и православных традиций
Космынина Ирина Валерьевна,
учитель изобразительного искусства, технологии
ЧОУ «Смоленская Православная гимназия»
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации.
Г.Н. Волков
Современные люди часто задаются вопросом: зачем нам нужна традиционная культура? И мы пытаемся донести, что важно не просто узнать технологию воссоздания тех или иных предметов декоративно-прикладного искусства или выучить конкретные песни, очень важно понять, где, как, при каких обстоятельствах могли звучать эти песни, что связано с тем или иным предметом, каков его обрядовый, духовный смысл.
Дело в том, что сами предметы декоративно-прикладного искусства, песни и танцы – это только вершина айсберга. Они были созданы определенным мировоззрением — представлением наших предков о месте человека в этом мире, о его отношениях с природой, с Богом, с людьми внутри социума и о многом другом. Народное воззрение на мир находит свое отражение в традициях, обычаях, песнях, плясках, народном прикладном искусстве, поговорках, сказках.
В прошлом, традиции народа были определяющими в воспитании детей. Русский народ тысячу лет бережно хранил свои традиции, передавал их из поколения в поколение.
Сейчас, в эпоху глобализации все более стираются границы между странами и народами, теряется народная идентичность, безвозвратно уходят многие народные традиции. Чтобы возродить наше Отечество и сохранить независимость необходимо вновь обратиться к нашим корням.
Мы пережили семьдесят лет официального безбожия, государственного атеизма, целью которого было разъединение двух мощных культурных традиций: церковной традиции и народной. Их разделили, противопоставили, объявили враждебными… И до сих пор мы переживаем последствия этого разделения. А ведь русские народные традиции, включающие в себя, в том числе и церковный календарь, и народный календарь, многие века не просто параллельно существовали, они были единым целым, неразрывным, синкретичным.
Так сложилось, что на русской земле Православие окрасилось и соединилось с яркой и самобытной народной культурой. Примером такого соединения может послужить Рождественский вертепный театр.
Вертеп — это традиционное кукольное представление, кукольная мистерия, посвященная Рождеству Христову, бытующее в России с XVII века. Представление разыгрывается в специальном ящике — вертепе, изображающем пещеру (от церковно-славянского вертеп), в которой родился Спаситель. Традиционный вертепный ящик состоит из двух (иногда трёх) этажей. Такая конструкция определяется трехчастным строением рождественской драмы и самого мира: рай — земля — ад. В верхнем ярусе помещается изображение Святого Семейства: Богородица, Младенец Христос. Там разыгрывается сцена поклонения пастухов и волхвов. Ангел возвещает здесь о рождении Спасителя. Это самая красочная, нарядная часть вертепного ящика.
Второй этаж изображает покои царя Ирода. Там разыгрываются полные драматизма сцены с Иродом, воинами и Рахилью, умоляющей пощадить своего ребёнка. Но воины по приказу Ирода убивают его. Там Смерть приходит за царем-злодеем, чёрт выскакивает из люка в полу ящика, чтобы помочь ей забрать злочестивого Ирода в ад.
Согласно древней традиции, эти этажи-ярусы изолированы друг от друга. Персонажи вертепа не могут попадать из одного яруса в другой, из горнего мира (мира ангелов и добра) в мир дольний (мир, где действуют силы ада). Разве только убитый младенец, когда за его душой приходит из верхнего яруса светлый ангел и забирает с собой…
Вертеп бытовал на огромных пространствах от Польши и Украины до Сибири. Играли его на святках от Рождества до Крещения, а в некоторых местностях до Сретения и даже до Великого поста.
«Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках — это «персидские цари», пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями, — это рождественский кукольный театр, или вертеп.
Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш…». Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавеси, кукла, изображающая ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядками, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню» [2].
Вертеп — это самобытный народный театр, где действуют свои законы, в нем нет ничего случайного. Форма здесь чрезвычайно значима, она является носителем особого духа. Представление идет при свете свечей в сопровождении живого пения и музыки. В нём особенные куколки, закрепленные на штыре, выходящем снизу, как ручка, проводятся по щелям в полу сцены.
Каждый персонаж исполняется согласно традиции. Пастухи изображаются людьми разного возраста — например, юноша и старик. Волхвы также изображаются людьми разного возраста, а ещё важнее — разных национальностей. Ведь известно, что пришли они из разных стран. При этом один из них обязательно темнокожий. В руках у них дары, приготовленные для Богомладенца.
Нечистый дух по традиции не страшный, а скорее противный, вызывающий смех, а Смерть безликая, подвижная, способная реально отрубить Ироду голову своей косой…
Традиционный вертеп предполагает предельную скупость движения персонажей, отсутствие мимики и жестов.
Текст вертепного действа передавался из уст в уста, за века в нем сплавились и языки, и обычаи, и время. Но как дорого целомудрие, с которым наши предки отнеслись к рождественской истории! Никто не вложил слов в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества, собственно вертеп, — лишь знак, картина, икона, которая освящает все действо. Поэтому Святое семейство предпочтительно показывать не в виде кукол, а именно в виде изображения, картинки.
Прекративший свое существование в России к 20-м годам XX века, вертеп в 1980-х годах был возрождён усилиями энтузиастов. С 1992 года, когда Союз театральных деятелей России начал устраивать в Москве ежегодный фестиваль «Рождественские семейные вечера», в России и странах СНГ стали регулярно проводиться фестивали вертепных театров, объединяющие на одной площадке профессиональных исполнителей и любителей народного театра.
Реаниматором рождественского театра стал режиссер Виктор Новацкий, который по крупицам собрал, а затем воссоздал прежние традиции вертепов.
С тех пор именно его сценарий стал основой для современных представлений.
Сейчас вертепный театр привлекает к себе все больше и больше внимания. Создана гильдия вертепщиков, содействующая распространению вертепных представлений. Вертепы играют на святках при храмах, на рождественских праздниках в школах, в семьях, в детских домах.
Одним из современных продолжателей и хранителей традиции рождественского вертепа является коллектив театра «Бродячий вертеп» Его возглавляемый Александром Грефом, В стенах его театра в Москве под патронажем гильдии вертепщиков и Союзом театральных деятелей России ежегодно проходит «Фестиваль Старый Новый год», который собирает любительские, семейные и профессиональные коллективы энтузиастов ценителей народного творчества
Рождественский вертеп органично вписался в наши гимназические традиции. Он был создан и показан впервые в 2015 году и сейчас уже третье поколение артистов радует зрителей этим удивительным действием.
Ящик-вертеп был выполнен при помощи родителей, а мы вместе с детьми расписали его и сделали кукол.
Нашими зрителями в разные времена были гимназисты, выпускники, родители. С рождественским спектаклем мы побывали и в православном детском саду, и в социальном отделе Смоленской епархии. Но самыми благодарными зрителями, конечно, являются наши ученики начальной школы, которые подрастая, сменяют своих старших товарищей.
Окунаясь в процессе подготовки в русскую культуру, знакомясь с русским фольклором: народной мелодией, словом, дети впитывают в себя всю красоту старинного русского языка, песен, народного костюма, которые становятся для них не чуждыми, не навязанными, а вполне естественными и родными.
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому, через познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора мы положительно влияем на эстетическое развитие детей, раскрываем творческие способности каждого ребёнка, формируем общую нравственную культуру.
Драгоценными воспоминаниями станут часы, проведенные детьми вместе в коллективе, где старшие и младшие выстраивают взаимоотношения добра, любви и взаимопонимания, а народная культура и православные традиции в этом помогают.
Нам нужно поучиться бережному отношению к добрым традициям у наших предков. Инновации это нечто новое, часто, это новый взгляд, который расширяет границы хорошего, но забытого опыта воспитания.
Библиографическая ссылка
- Амиржанова А.Ш. О роли традиционного народного искусства в образовательном процессе // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 52-54/
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10691 (дата обращения: 19.01.2022).
- Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре) – С.1/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://portal-slovo.ru/art/36120.php (дата обращения: 15.02.2022).
- Официальный сайт театра «Бродячий вертеп», Рук. А. Греф «Фестиваль Старый Новый год»http://www.booth.ru/vertep/vert_star_nov.shtml
(33)